Немецкий А400М в аэропорту Ташкента | Фото: Bundeswehr

Отправив своих военных в Афганистан, немецкие политики начали выяснять, кто виноват в том, что эвакуацию из Кабула пришлось проводить в авральном порядке, практически без подготовки и с неизвестным результатом. Виноватым оказалось, конечно, правительство, неверно оценившее ситуацию в Афганистане, а заодно и американцы, которые, сначала, по сути, поставили своих союзников перед фактом вывод войск, а затем установили в аэропорту Кабула собственные правила, решая, кого туда пускать, а кого нет. Досталось и бежавшим афганским властям вместе с армией — за то, что не смогли или не захотели сопротивляться, но про них в Берлине, на самом деле, уже мало кто вспоминает.

На прошедшей неделе немецкие СМИ опубликовали сразу несколько материалов, из которых следовало, что БНД еще недавно считала афганскую армию способной продержаться до 2023 года, а непосредственно накануне падения Кабула немецкие разведчики прогнозировали, что город будет взят не раньше сентября. МИД также давал неверные оценки и при этом игнорировал доклады своего посольства в Кабуле, которые не очень вписывались в картину мира внешнеполитического руководства страны.

Все это вызвало в Берлине самую настоящую бурю возмущения, особенно после того, как первый самолет бундесвера смог забрать из Кабула только семерых пассажиров. Причем возмущалась не только оппозиция, но и правящие фракции в бундестаге. Правда, ХДС и ХСС возлагали вину в первую очередь на социал-демократа Хайко Мааса, а социал-демократы — на главу ведомства канцлера и христианского демократа Хельге Брауна, которому подчиняется БНД. В итоге же, как заметил лидер «Зеленых» Роберт Хабек, после всех этих перебрасываний вины как горячей картошки, конкретных виноватых, скорее всего, не будет.

Но правящим сейчас немецким консерваторам, вероятно, заплатить за афганский провал все же придется. Уже ясно, что Афганистан станет одной из главных тем предстоящих выборов, и выиграет от этого в первую очередь СДПГ. Немецкие избиратели считают Олафа Шольца значительно более компетентным в вопросах внешней политики, чем двух других кандидатов в канцлеры, а рейтинг социал-демократов на прошедшей неделе заметно вырос, практически сравнявшись с рейтингом ХДС/ХСС.

Выборы, впрочем — не единственное, на что повлияют афганские события. В Берлине сейчас почти все говорят, что необходим полный пересмотр немецкой внешней политики, особенно в части, касающейся военных операций, а вместе с ней и внешней политики Евросоюза. И речь при этом не идет о том, чтобы вернуться к прежней «внешнеполитической сдержанности». Наоборот — политики требуют больше активности и больше самостоятельности как для Германии, так и для Евросоюза. В Берлине уже хорошо поняли, что во всем полагаться на американцев — чревато не самыми хорошими последствиями. А проводимая сейчас бундесвером операция в Кабуле показывает, что немцы, при всем своем пацифизме, вполне способны способны действовать решительно, в том числе и с применением военной силы.

Политика

Поездки Ангелы Меркель в Москву и Киев явно были связаны договоренностями, которые Берлин заключил с Вашингтоном по «Северному потоку-2». По крайне мере в той их части, которая касается продления договора о газовом транзите и немецкой помощи Украине в развитии возобновляемой энергетики. В Москве, впрочем, вопрос о транзите практически затерялся на фоне обширной повестки российско-германских отношений, в которой, к тому же, теперь появился еще и Афганистан.

Переговоры с Владимиром Путиным Меркель резюмировала традиционной, в приницпе, для немецкой политики фразой о том, что «несмотря на различные политические системы, нужно держать открытыми каналы общения». Но традиционность в данном случае не означает отсутствие реального наполнения. На итоговой пресс-конференции было хорошо видно, что обе стороны вкладывают в отношения вполне конкретные смыслы и заинтересованы в их развитии, несмотря на все имеющиеся противоречия и расхождения.

Расхождения эти, впрочем, тоже были достаточно очевидны, хотя бы уже из порядка перечисления пунктов повестки в выступлениях обоих лидеров. У Путина на первом месте были экономика, Афганистан и Донбасс. У Меркель, после вкратце упомянутой экономики — Навальный и признанные нежелательными в России немецкие НКО, «Северный поток-2» и украинский транзит, а также свежий климатический пакет Евросоюза «Fit to 55» вместе с углеродным налогом и только затем уже Афганистан и Донбасс. Хотя  место Афганистана тут является скорее исключением — для Берлина эта тема сейчас имеет самый высокий приоритет, и Меркель на переговорах просила Москву о помощи.

Этими вопросами, однако, переговоры не ограничивилась. Были еще Белоруссия и Сирия, ливийское урегулирование и иранская ядерная программа, а также и климат с энергопереходом. С последним Путин как раз связал вопрос о продлении транзита: «Мы не можем подписать транзитный контракт, если у нас нет контрактов на поставку нашим потребителям в Европе. А с учетом «зеленой» повестки, которая сейчас, по сути, уже осуществляется в Европе, у нас стоит вопрос, будут ли у нас вообще закупать газ и сколько». И добавил еще про экологичность СП-2 и в пять раз более низкие выбросы метана — по сегодняшним временам достаточно весомый аргумент.

В Киеве повестка была значительно короче, и приоритеты тут просматривались уже достаточно ясно. Свое выступление на пресс-конференции с Владимиром Зеленским Меркель начала с необходимости реформ и борьбы с коррупцией, затем продолжила про энергетику, упомянула вскользь борьбу с пандемией, в рамках которой Германия передала Украине полтора миллиона доз вакцины, а закончила вопросами урегулирования на Донбассе.

Кроме того, канцлер анонсировала участие министра экономики Петера Альтмайера в «Крымской платформе», объяснив, что глава МИД Хайко Маас приехать не сможет по причине загруженности афганскими делами. Последнее, впрочем, было скорее отговоркой — Меркель ясно дала понять, что Альтмайер едет в Киев проводить трехсторонние энергетические переговоры с участием американцев, которые также направили на мероприятие своего министра энергетики.


В среду правительство Германии, исполняя свои обязательства в рамках договоренностей с США по «Северному потоку-2», назначило уполномоченного по газовому транзиту через Украину. Им стал Георг Граф Вальдерзее, который ранее уже занимал аналогичную должность, сопровождая в 2019 году трехсторонние переговоры между ЕС, Украиной и Россией. Главной задачей Вальдерзее станет сохранение газового транзита через Украину после 31 декабря 2024 года — дата окончания действующего транзитного договора. Организационно уполномоченный прикрепляется к министерству экономики и энергетики и будет при этом тесно сотрудничать с министерством иностранных дел. (BMWi)


Усредненный рейтинг немецких партий на основе данных соцопросов, опубликованных на прошедешей неделе:

В рейтинге использованы данные опросов Allensbach (05.08-17.08), Kantar (11.08-17.08), Forsa (10.08-16.08), Infratest dimap (17.08-18.08), INSA (13.08-16.08 и 16.08-20.08).

Соцпросы на прошедшей неделе показали очень значительный разброс результатов, что, впрочем, может зависеть и от времени их проведения — ситуация сейчас меняется очень быстро. В то время как Allensbach (05.08-17.08) утверждал, что рейтинг ХДС/ХСС составляет 27,5%, а СДПГ — 19,5%, опрос INSA (16.08-20.08) давал обеим партиям по 22%. Тем не менее то, что СДПГ как минимум значительно опережает «Зеленых» уже очевидно.


Олафа Шольца считают компетентным во внешней политике 36% немецких избирателей. «Внешнеполитический» рейтинг двух других кандидатов в канцлеры, Армина Лашета и Анналены Бербок, находится на уровне 16%. (Spiegel/Civey)


У 47% немецких избирателей резко негативное отношение к Армину Лашету, еще у 27% — «скорее негативное». Положительного мнения о кандидате в канцлеры от ХДС/ХСС придерживается только 15% немцев. (AAZ/Civey)


В случае прямых выборов канцлера Германии, на них сейчас уверенно победил бы Олаф Шольц с результатом в 41% против 16% у Армина Лашета и 12% у Анналены Бербок. Социал-демократов во главе правительства хотят видеть уже 30% избирателей — столько же, сколько отдают предпочтение руководству ХДС/ХСС. Хотя ещё две недели назад «красные» в таком же опросе отставали от «черных» на десять процентных пунктов. (ARD/infratest dimap)


В течение недели Меркель провела серию телефонных переговоров по проблеме Афганистана. Канцлер общалась с президентами США, Франции, Турции, Узбекистана и Пакистана, премьер-министрами Великобритании, и Италии, эмиром Катара, а также верховным комиссаром ООН по делам беженцев. (BReg)


Берлин договорился с Вашингтоном о том, что в качестве транзитного пункта для американских военных самолетов, выполняющих рейсы из Кабула в США, будет использоваться авиабаза Рамштайн. При этом американцы будут брать на борт в том числе и лиц из немецкого списка эвакуируемых. (AA)


Германия остановила финансовую помощь Афганистану. При этом Берлин заявил о намерении увеличить оказываемую через ООН и международные гуманитарные организации помощь афганцам, находящимся в трудном положении, и выделил на эти цели экстренный транш в размере 100 млн евро. (AA)


В среду уполномоченный немецкого правительства по Афганистану и Пакистану Маркус Потцель начал переговоры с талибами в Дохе с целью обеспечить возможность выезда и безопасность афганцам, которых Германия намерена эвакуировать из страны. (AA)


В понедельник канцлер принимала в Берлине эстонского премьер-министра Каю Каласс. Основными темами переговоров были сотрудничество в рамках НАТО, в том числе и по текущей ситуации в Афганистане, ситуация с беженцами и в первую очередь на белорусско-литовской границе, отношения с Россией, Украина, климатическая политика, цифровизация и пандемия. (BReg)


В четверг Германия вместе с Францией и Великобританией выразила серьезную озабоченность в связи с тем, что Иран впервые произвел обогащенный до 20% уран, а также увеличил свои мощности для обогащения урана до 60%. В совместном заявлении три страны напоминают, что данные действия нарушают СВДП и являются решающими на пути к созданию ядерного оружия, а также требуют от Тегерана немедленно их прекратить. (AA)


На прошедшей неделе Ангела Меркель посетила завод Biontech в Марбурге. Во время осмотра производства канцлера сопровождали глава компании Угур Шахин, а также его жена Озлем Тюреджи, занимающая должность директора по медицине. По словам Меркель, разработанная Biontech вакцина от Covid-19 стала «брендом для Германии» и теперь необходимо обеспечить ее доступность как можно большему числу людей во всем мире. (BReg)


27 августа ведомство федерального канцлера проведет в гибридном формате конференцию «G20 Compact with Africa (CwA)». В мероприятии примут участие главы африканских государств, а также представители различных международных организаций, включая ЕС и Африканский союз. (BReg)


С 28 по 30 августа Меркель будет находиться с рабочим визитом в Израиле. В программе визита, помимо переговоров с израильскими президентом, премьер-министром и главой МИД, запланировано также участие канцлера в круглом столе с экспертами Института национальных исследований безопасности, встреча с местными предпринимателями, а также вручение степени почетного доктора в Изрильском технологическом институте. (BReg)

Экономика

Профсоюз немецких машинистов начал в субботу вторую серию забастовки — сначала на грузовых перевозках, а затем и на пассажирских. Акция, как предполагается, продлится до среды текущей недели. Машинисты требуют в первую очередь повышения зарплаты и выплаты «коронавирусной» премии. При этом немецкие промышленные объединения критикуют действия профсоюза, обвиняя его в подрыве цепочек поставок, которые сейчас и без того находятся не в самом лучшем состоянии. (WiWo)


83% немецких предприятий испытывают проблемы с поставками сырья, комплектующих и товаров. Пятая часть рассчитывает на улучшение ситуации к концу этого года, а более половины не ждет, что проблемы начнут решаться раньше следующего. Больше всего дефицит ощущается в резиновой и полимерной промышленности, металлургии, химической промышленности, в производстве автомобилей и электротехники, а также в строительной отрасли. В розничной торговле на проблемы с поставками жалуются 85% предприятий.

Две трети немецких предприятий в связи с дефицитом и повышением цен на сырье и комплектующие, в свою очередь, также повышают или планируют повысить свои отпускные цены. Примерно столько же ищут новых или дополнительных поставщиков. Более половины намерены увеличивать складские запасы, 17% — пытаются решить проблему с помощью альтернативных материалов и вторсырья. (DIHK)


В погоне за сырьем и комплектующими на мировом рынке немецкие и в целом европейские предприятия проигрывают американским. Поставки из Азии в США к настоящему моменту выросли на 30% по сравнению с прошлым годом, а в Европу — только на 10%, в том числе и из-за более позднего снятия локдауна. (Euler Hermes)


Немецкий производитель полупроводников Infinion намерен повысить цены на свою продукцию. Глава компании Рейнхардт Плосс объясняет этот шаг в первую очередь ростом производственных расходов. По словам Плосса, низкие цены на полупроводники и привели к их дефициту: «Если чипы продаются очень дешево, то и стимул для создания дополнительных производственных мощностей очень низок». (Hbl)


Только 29% немецких малых и средних предприятий учитывают критерии устойчивого развития при выборе своих поставщиков. При этом, например, в строительной отрасли этот показатель еще ниже и составляет 20%. С 2023 года в Германии вступает в силу закон о цепочках поставок, обязывающий предприятия гарантировать, что их поставщики не нарушают права человека и не наносят вреда окружающей среде. Закон будет распространяться только на крупные компании, однако косвенно затронет и поставляющие им комплектующие МСП. (DZ Bank)


Производство мяса в Германии в первой половине текущего года сократилось на 1,7% или же на 64 500 тонн по сравнению с тем же периодом прошлого года. (Destatis)


Годовой рост закупочных цен на сельхозпродукцию в Германии в июне составил 6,8%. Продукты растениеводства подорожали на 8,6%, а животноводства — на 5,7%. При этом цены на молочные продукты выросли на 13,8%. В значительной степени подорожали коммерческие культуры, такие как рапс и сахарная свекла (+32,5%), зерновые (27,9%), овцы, козы (28,8%) и крупный рогатый скот (16,4%), а также, например, неуродившийся из-за плохой погоды салат-латук (26,3%). (Destatis)


По информации Wall Street Journal, немецкий медиаконцерн Axel Springer ведет переговоры о частичной или полной покупке американского издания Politico, с которым у него уже имеется совместный проект Politico Europe. (WSJ)


Правительство Германии намерено продать четвертую часть своего пакета из 20% акций Lufthansa, которые был приобретены в прошлом году в целях поддержки авиакомпании. При этом из-за того, что цена на бумаги за прошедший период выросла более чем в три раза, бюджет может получить прибыль в размере около 200 млн евро. На бирже полагают, что правительство таким образом хочет показать перед выборами, что оно грамотно распоряжается деньгами налогоплательщиков. (FAZ)


Германский союз страховщиков оценивает объем страховых выплат в связи с июльским наводнением в сумму от 4,5 до 5,5 млрд евро, что может стать самым крупным возмещением ущерба от подобных природных катастроф за историю Германии. После наводнения 2002 года немецкие страховщики выплатили 4,65 млрд евро, а после наводнения 2013 года — 2,24 млрд. (GDV)


Оборот немецкого гостиничного и ресторанного бизнеса в июне этого года вырос более чем на 60% по сравнению с предыдущим месяцем, но все равно оставался почти на 40% ниже докризисных уровня февраля 2020 года, и даже не смог превысить показателей прошлого июня. (Destatis)


Французская компания Orano до конца 2024 года вернет в Германию все остающиеся в ее хранилищах радиоактивные отходы немецких АЭС, которые были переработаны в соответствии с контрактами, подписанными в период с 1977 по 1991 год. Из 5310 тонн отходов, предусмотренных этими договорами, к настоящему моменту возвращено 97%, и сейчас речь идет о возврате остающейся части в виде высокорадиоактивных остеклованных отходов и упаковок. Решение стало результатом в том числе и германо-французских межправительственных консультаций. До этого в Берлине рассчитывали, что отходы будут возвращены не ранее середины 2040-х годов. (Orano)


Deutsche Post DHL Group приобрела 100% акций немецкой компании J.F. Hillebrand Group AG и ее дочерних компаний за 1,5 млрд евро. Hillebrand специализируется на морских перевозках, транспортировке и логистике напитков, неопасных жидкостей и других продуктов, требующих особого внимания. Deutsche Post, получившая за время пандемии рекордные прибыли, рассчитывает таким образом расширить свои возможности в сфере морской логистики. (DPDHL)

Энергопереход

Правительство Германии одобрило проект климатического клуба, подготовленный весной этого года немецким минфином при непосредственном участии Олафа Шольца. За прошедшие месяцы он прошел согласования в МИД, минэкономики, министерстве экологии и министерстве по международному сотрудничеству. Документ предполагает, что члены клуба возьмут на себя обязательство по достижению климатической нейтральности к 2050 году, установят единые правила расчета выбросов CO2 и будут согласовывать цену на них, а также координировать между собой меры по защите экономики и сотрудничать в переводе своей промышленности на возобновляемые источники энергии. (RND)


Федеральное сетевое агентство во вторник представило пересмотренный план развития электрических сетей в Германии на период до 2035 года. Причиной пересмотра стали прогнозы роста спроса на электроэнергию и ожидаемое расширение ее производства за счет солнечной, ветряной и гидрогенерации. (BReg)


В период до 2025 года правительство выделит один миллиард евро на перестройку немецкой автомобильной промышленности. 340 млн из этой суммы пойдут на общую концепцию трансформации, еще столько же — на цифровизацию автоиндустрии, включая поддержку работающих в этой сфере стартапов, и 320 млн — на укрепление цепочек поставок. (BMWi)


80% предприятий немецкой автомобильной отрасли считают, что электромобильность станет технологическим стандартом и уже начали соответствующую перестройку своих производств. Только 10% компаний не видят причин для преобразований, поскольку переход на новые технологии не затрагивает их продукцию. При этом 88% не думают, что к 2030 году электродвигатели полностью заменят ДВС, и допускают, что топливные элементы или синтетическое топливо также могут стать новыми дополнительными стандартами отрасли. (VDA)


Для того, чтобы перевести всю немецкую автомобильную промышленность на «зеленую» сталь, Германии понадобится по меньшей мере 540 тысяч тонн «зеленого» водорода в год. При этом правительство заявляет, что оно не в состоянии сейчас сделать какое либо заявление о том, когда в стране будут созданы достаточные мощности по производству «зеленой» стали, чтобы удовлетворить потребности автомобильной отрасли. (BT)


Министерство транспорта одобрило проведение тендера на строительство федеральной сети из 1000 станций быстрой зарядки для электромобилей. По словам главы ведомства Андреаса Шойера, расстояние до ближайшей станции не должно превышать 10 минут езды. При этом максимальная цена зарядки, согласно условиям тендера, составляет 44 цента за кВт⋅ч. (BMVI)


Правительство считает электромобили не более пожароопасными, чем автомобили с обычными двигателями внутреннего сгорания. Об этом оно сообщило в своем ответе на запрос фракции СвДП в бундестаге. (heise)


В Гамбурге введен в эксплуатацию первый в Северной Германии завод по улавливанию и переработке CO2. Завод отфильтровывает углекислый газ из окружающего воздуха, очищает его и подает вместе с водородом, полученным в результате электролиза, в биореактор. Там специальные анаэробные бактерии превращают эти два газа в метан, который впоследствии можно использовать, например, на теплоэлектростанциях. Весь процесс является климатически-нейтральным: при сжигании полученного метана высвобождается ровно столько CO2, сколько завод ранее удалил из атмосферы. (HAW Hamburg)


Кандидат в канцлеры от СДПГ Олаф Шольц во время встречи с избирателями в Лаузице пообещал, что все решения, касающиеся отказа Германии от угольной энергетики, будут сохранены в силе после выборов. Это касается как даты полного прекращения использования угля, запланированной на 2038 год, так и госсубсидий на структурную трансформацию угольных регионов. (Vorwärts)


После выборов в бундестаг «Зеленые» намерены активизировать поддержку грузового велотранспорта. В течение следующих четырех лет они хотят субсидировать покупку гражданами и организациями одного миллиона грузовых велосипедов. Размер субсидии будет составлять 1000 евро. По словам представителя «Зеленых» Свена-Кристиана Киндлера, за последние три года федеральное правительство выделило субсидий всего на 887 грузовых велосипедов, при этом действующая сейчас программа не распространяется на физических лиц. (RND)


Министр коммунальной инфраструктуры и строительства Северного Рейна-Вестфалии Ина Шарренбах считает, что восстанавливаемые и новые дома в затопленных районах Германии необходимо сразу обеспечивать электричеством и теплом из возобновляемых источников, и предложила внести соответствующие положения в законопроект о 30-миллиардном восстановительном фонде. По словам Шарренбах, во время восстановительных работ после предыдущих крупных наводнений действовал принцип «новое как старое», теперь же необходимо «думать на перспективу до середины столетия». (HBl)


Немецкий союз городов и общин призывает следующее федеральное правительство запустить программу установки 100 тысяч солнечных панелей на крышах общественных зданий и выделить на эти цели пять миллиардов евро. (DStGB)


Оператор кёльнского общественного транспорта KVB, Ford и RheinEnergie ввели в эксплуатацию инфраструктуру совместного проекта MuLI в городском районе Боклемюнд. MuLI (Multimodal Charging Module Integration) использует энергию торможения легкорельсового транспорта для зарядки аккумуляторов автобусов KVB и электромобилей. Поскольку для работы системы легкорельсового транспорта KVB использует «зеленое» электричество от RheinEnergie, то получаемая таким образом электроэнергия также является «зеленой». Общий бюджет проекта составляет 6 млн евро, включая 1,87 млн, полученные от федерального министерства транспорта. (KVB)


Немецкое правительство повышает требования к подключаемым гибридам, на покупку которых можно получить государственную субсидию. Сейчас такие автомобили должны либо быть способны проехать на одной только электроэнергии минимум 40 километров, либо выбрасывать в комбинированном режиме не более 50 грамм СО2 на один километр. Со следующего года первое требование будет повышено до 60 километров.

Как отмечает издание heise online, на сегодня имеется достаточно большое число моделей, которые могут лишиться субсидирования в связи с новыми требованиям. Однако автопроизводители вполне способны решить проблему просто увеличив емкость устанавливаемого аккумулятора. (heise)


Без принятия дополнительных мер Германия не сможет достичь своих целей по сокращению выбросов CO2 ни в текущем году, ни в 2030-ом, ни в 2040-ом. В частности, при действующих мерах по защите климата к 2030 году выбросы сократятся только на 49% от уровня 1990 года, в то время как правительство планирует сократить их на 65%. Такой вывод содержится в докладе, подготовленном для правительства по заказу федерального ведомства охраны окружающей среды. (tagesschau)


Регистрационный налог на автомобили с наибольшими выбросами может снизить эмиссию CO2 в Германии на 28 млн тон к 2030 году, повышение углеродного сбора на бензин и дизельное топливо — еще на 16 млн тонн, приостановка расширения дорожной сети — на 21 млн тонн, а запрет на регистрацию с 2025 года автомобилей с ДВС — на 43 млн тонн. Такие расчеты содержаться в исследовании, подготовленном по заказу немецкого отделения Greenpeace. (Greenpeace)


Полиция Нижней Саксонии заказала у Volkswagen 215 электромобилей ID.3 и 175 гибридов GTE. Электромобили, помимо прочего, будут использоваться в качестве оперативных машин криминальной полиции, а гибриды — в качестве патрульных, а также машин под прикрытием. (VW)

Бундесвер и ВПК
Прибытие одного из отправленных в Кабул вертолетов бундесвера | Фото: Bundeswehr

К началу этой недели бундесвер вывез из Кабула в Ташкент около 3000 человек. Из них 340 немцев, примерно 2000 афганцев и 350 граждан других стран. Обратно в Афганистан самолеты везут детское питание, подгузники, одежду, воду и прочие необходимые эвакуируемым в кабульском аэропорту предметы. Сколько еще продлится операция пока неизвестно. По заявлению Хайко Мааса, Германия сейчас обсуждает с США и Турцией возможность ее продолжения после 31 августа, однако на это в любом случае потребуется согласие новых афганских властей.

Также не вполне понятно, сколько еще человек необходимо эвакуировать. На прошедшей неделе немецкие СМИ сообщали, что в Кабуле остается еще около 300 граждан Германии. Количество же работавших на Германию афганцев вместе с семьями исчисляется тысячами, и список тех, кого необходимо вывезти, продолжает расширяться — в конце недели, например, немецкое министерство по международному сотрудничеству заявило, что его местные сотрудники, работавшие на ведомство более двух лет, также теперь подлежат эвакуации.

Однако многие из тех, кого надо эвакуировать, сейчас просто не могут попасть из города в аэропорт, и один из немецких граждан уже был ранен во время такой попытки. Чтобы решить проблему бундесвер перебросил в Кабул два своих вертолета H145M, которые должны вывозить эвакуируемых из города. По сообщениям, кроме Германии вертолетами в Кабуле сейчас располагают только США и Великобритания. При этом это по границам охраняемой зоны аэропорта периодически возникают перестрелки, в которых участвуют и солдаты бундесвера, а немецкий спецназ предпринимает вылазки за периметр, чтобы провести эвакуируемых внутрь аэропорта.

До сих пор подобную операцию ФРГ проводила, пожалуй, только в в 1977 году, когда немцы освобождали в аэропорту Могадишо угнанный левыми террористами самолет «Люфтганзы». Однако тогда действовал не бундесвер, а полицейский спецназ GSG9. И Армин Лашет, уже вспомнил про ту операцию, но при этом, правда, заявил, что самолет освобождали в баварском Ландсхуте, хотя на самом деле «Ландсхут» было просто названием захваченного лайнера.


18 августа правительство Германии одобрило проект решения (мандата) бундестага об отправке немецких военных в Афганистан для проведения эвакуационной операции. Согласно документу, войска численностью до 600 человек направляются в страну по действующему соглашению с правительством Исламской республики Афганистан. В их задачи входит проведение эвакуационной операции, защита и эвакуация немецких дипломатических и консульских представительств, а также согласование с союзниками и партнерами связанных с этим задач. Для выполнения этих задач в операции задействуются боевые и разведывательные подразделения, воздушный транспорт, силы оперативной поддержки, включая транспорт и доставку грузов, а также санитарная служба. Районом проведения операции является территория всего Афганистана. До момента одобрения мандата бундестагом министр обороны наделяется правом по согласованию с главой МИД задействовать указанные в проекте силы бундесвера для проведения эвакуации. (BT)


В ночь на вторник первый прибывший в Кабул самолет бундесвера смог эвакуировать только семь человек. По словам Хайко Мааса, остальным гражданам Германии и другим лицам, подлежащим эвакуации, невозможно было предоставить доступ в охраняемую часть аэропорта до прибытия немецких военных, которые должны обеспечивать безопасность на месте. (AA)


Второй самолет со 125 эвакуированными гражданами Германии и Афганистана на борту приземлился в Ташкенте во второй половине дня во второник. После этого "воздушный мост" начал функционировать более или менее стабильно. (Bundeswehr)


Один из участвующих в операции A400M сломался практически в самом ее начале. В Кабул был отправлен подменный борт, а также еще один самолет с запчастями для ремонта. (BMVg)


В течение прошедшей недели минобороны отправило в Афганистан четыре военно-транспортных самолета A400M в дополнение к первым двум, вылетевшим из Германии в ночь на 16 августа. В общей сложности в операции сейчас задействовано шесть A400M, один A310 и два вертолета H145M. (Bundeswehr)


41% немцев считают, что участие бундесвера в войне в Афганистане было правильным решением, а вывод войск — ошибочным. 10% считают верными оба решения. По мнению 40%, отправлять войска в Афганистан вообще не стоило. (infratest dimap)


С 2002 года Германия поставила в Афганистан вооружений на 418,8 млн евро. Большая их часть предназначалась контингенту НАТО, расположенным в Кабуле посольствам, а также представительствам международных организаций, включая ООН. Речь идет о танках, бронетраспортерах, а также стрелковом оружии. Афганские силы безопасности получали из Германии бронеавтомобили, оборудование для разминирования, контейнеры, а также защитное снаряжение. Последняя поставка состоялась в этом году — специальные защищенные внедорожники для НАТО и МВФ на сумму в 2,8 млн евро. (WiWo)


Из 298 рекрутов, записавшихся в апреле этого года на инициированную министерством обороны программу добровольной службы «Твой год для Германии», 71 человек к июлю досрочно ее покинули. Об этом сообщает Spiegel, ссылаясь на документы военного ведомства и отмечая, что к настоящему моменту, по его собственным данным, из программы досрочно вышли уже 30% рекрутов первого, апрельского, и 17% второго, проведенного в июле, набора. Тем не менее, эти цифры вполне сопоставимы с аналогичным показателем для обычной добровольной службы в бундесвере, которую досрочно покидают 26% рекрутов, поэтому в немецком минобороны новую программу оценивают в целом положительно. (Spiegel)


В 2020 году Германия профинансировала центр стратегической коммуникации НАТО в Риге на сумму в 35125 евро, а центр энергетической безопасности в Вильнюсе — на 40 тысяч евро. При этом контрразведывательный центр альянса в Кракове получил из немецкого бюджета только 8301 евро. Всего Германия участвует в работе 15 центров передового опыта НАТО («centres of excellence»). В трех из них — центре операций в закрытых и мелких водах в Киле, центре операций ВВС в Калькаре и центре военной инженерии в Ингольштадте — она является так называемой «рамочной страной» («framework nation»), в остальных — спонсором. В общей сложности за 2020 год Германия выделила на центры НАТО почти миллион евро, а в их работе были задействованы 102 немецких военнослужащих. (BT)


В связи с проводимой бундсвером в Кабуле операцией министерство обороны Германии перенесло на более поздний срок запланированную на 25 августа дискуссию «20 лет Афганистана — старт подведению итогов», которую должна была открывать Аннегрет Крамп-Карренбауэр. (BMVg)


По той же причине перенесена и первая берлинская международная конференция министров обороны, запланированная на 19 и 20 августа. (BMVg)

Наука и технологии

Министерство науки и образования выделит 100 миллионов евро на финансирование проекта H2Mare, который нацелен на создание морских ветряных турбин интегрированных с электролизерами для производства «зеленого водорода». Проект реализует Siemens Energy совместно с институтами Общества Фраунгофера и рядом партнеров. (IWES)


По словам представителя немецкого оператора электросетей Amprion, в компании используют искусственный интеллект для уточнения прогнозов погоды, от которых, в свою очередь, зависят прогнозы по рынку электроэнергии, где все большую долю занимает электричество с ветряных и солнечных станций. (FAZ)


В Ростокском университете исследуют возможность создания безэмиссионного аммиачного двигателя внутреннего сгорания для внутреннего судоходства. По словам исследователей, амммиак сегодня является наиболее перспективным видом безуглеродного топлива для водного транспорта. (Uni Rostock)


В Федеральном институте исследования и тестирования материалов запущен проект, целью которого является поиск подходящего анодного материала для натрий-ионных технологий. Сейчас в натрий-ионных аккумуляторах используются аноды из так называемого «твердого углерода», однако в порах и каналах неупорядоченного углерода могут осаждаться не только ионы натрия, но и электролит, что приводит к потери емкости. В проекте принимают участие берлинский Центр Геймгольца, Технический университет Берлина, а также ряд предприятий, специализирующихся на углеродных материалах для аккумуляторов. Финансирует проект министерство науки и образования в рамках программы «Batterie 2020 Transfer». (BAM)


В Берлине успешно испытали прототип оборудования 6G при связи на расстоянии более чем в сто метров. Мобильная связь диапазоне частот от 155 до 175 ГГц была установлена между зданиями Фраунгоферовского института Генриха Герца и Технического университета Берлина. (heise)


Ученым кафедры оптоэлектроники Технического университета Дрездена впервые удалось разработать биосовместимую имплантируемую платформу искусственного интеллекта, которая в режиме реального времени классифицирует здоровые и патологические паттерны в биологических сигналах, как, например, сердцебиение, и таким образом обнаруживает патологические изменения без медицинского наблюдения.

«Идея соединения современной электроники с биологией в последние годы шагнула далеко вперед благодаря разработке так называемых органических смешанных проводников, — объясняет один из авторов исследования Маттео Кукки. — До сих пор, однако, успехи ограничивались простыми электронными компонентами, такими как отдельные синапсы или датчики. Решение сложных задач до сих пор было невозможным. В своей работе мы сделали решающий шаг к реализации этой идеи. С помощью принципов нейроморфных вычислений, таких как используемые здесь резервуарные вычисления, нам удалось решать сложные задачи по классификации в реальном времени, а потенциально также и в человеческом теле». (TU Dresden)


Иммунные и эпителиальные клетки слизистой оболочки носоглотки у детей дают более быстрый и сильный интерфероновый ответ на SARS-CoV-2, чем аналогичные клетки организма взрослых. К такому выводу пришли медики из Берлинского института здоровья Шарите, Лейпцигского университета и Германского центра исследования рака в результате анализа 268745 клеток 42 детей и 44 взрослых. В этой особенности, по мнению ученых, может заключаться причина более легкого течения заболевания у детей. (BIH)


Решение Меркель в 2015 году открыть границы для беженцев не оказало заметного влияния на последующие миграционные потоки в Германию до 2020 года, то есть до начала пандемии. К такому выводу пришли исследователи из Института мировой экономики в Киле, изучив значительный объем данных по миграции. По их мнению, высокие показатели миграции в Германию в 2015 году стали результатом длительной тенденции к росту, которая началась еще в 2010 году и усилилась в 2014 и 2015 годах, отчасти из-за дефицита финансирования в обеспечении беженцев в странах первоначального приема на Ближнем Востоке. Вместо дальнейшего ускорения, после 2015 года число мигрантов значительно сократилось — даже быстрее, чем в других странах назначения ЕС. (IfW)

Пандемия

В опубликованном в четверг недельном отчете Институт Роберта Коха заявил, что в Германии началась четвертая волна пандемии, «которая набирает обороты, в первую очередь за счет инфицирования среди молодого взрослого населения». Поимо роста заражений институт отмечает увеличения числа госпитализаций — главным образом в возрастных группах от 35 до 59 и от 15 до 34 лет. (RKI)


Из 891 пациента, проходивших стационарное лечение от Covid-19 в клиниках Северного Рейна-Вестфалии в период с 1 июля по 10 августа, 29,5% были моложе 40 лет, а 8,2% — моложе 20 лет. Подавляющее большинство пациентов стационаров (87,1%) были непривиты или получили только одну дозу вакцины. (LZG/KStA)


Предстоящий карнавальный сезон в Кёльне на этот раз не отменяется, но принять участие в праздновании смогут только привитые, переболевшие и прошедшие тестирование на Covid-19 с отрицательным результатом. Соответствующая договоренность была достигнута на прошедшей неделе между оргкомитетом карнавала и властями Северного Рейна-Вестфалии. По словам главы Союза немецких карнавалов Клауса-Людвига Фесса, кёльнская модель может стать образцом для проведения подобных мероприятий по всей Германии. (Kölner Karneval)


28 августа оргкомитет кёльнского карнавала совместно с городскими властями проведет привиочную акцию на площади Хоймаркт. Вакцинация будет сопровождаться карнавальной программой и концертом, а привившиеся участники получат возможность приобрести билеты на открытие карнавального сезона до старта их официальных продаж. (Kölner Karneval)


Бавария намерена при оценке эпидемиологической ситуации ориентироваться в первую очередь на загруженность палат интенсивной терапии, а не на число новых заражений. Ситуация в больницах, по словам главы земельного правительства Маркуса Зёдера, будет маркироваться по системе «светофора». (Merkur)


По состоянию на четверг прошедшей недели немецкие федеральные земли заявили о намерении вернуть правительству 2,76 млн невостребованных доз вакцин от Covid-19, большая часть которых (2,6 млн доз) приходится на долю препарата, произведенного компанией Astrazeneka. (Spiegel)


Постоянная комиссия по вакцинации опубликовала общую рекомендацию на вакцинацию детей в возрасте от 12 до 17 лет. До этого она рекомендовала вакцинировать детей только в случае крайне необходимости. По сообщению комиссии, на основе наблюдений, в том числе за ходом прививочной кампании в США, был сделан вывод о том, что, «согласно имеющейся на сегодня информации, преимущества вакцинации перевешивают риск очень редких побочных эффектов». (STIKO)


Министр здравоохранения Йенс Шпан считает, что после третьей вакцинации наиболее уязвимых групп населения, а так же тех, кто был привит векторными вакцинами, необходимо будет обеспечить возможность повторной вакцинации и всем остальным. (BMG/RND)


За время пандемии немцы стали больше пользоваться автомобилями и меньше — общественным транспортом. Около половины тех, кто раньше предпочитал общественный транспорт или же сочетал его с использованием велосипеда и машины, сейчас практически полностью перешли на личные автомобили. Одна из главных причин такой смены предпочтений — опасения по поводу возможного заражения, а также недовольство тем, что другие пассажиры не носят масок или носят их неправильно. (DLR)

Прямая речь

«Есть очень большая опасность, что большинство будет сформировано без ХДС/ХСС. Это должно быть всем ясно. Руководство ХДС/ХСС федеральным правительством, чего желает большинство [избирателей], находится под угрозой».

Премьер-министр Баварии и глава ХСС Маркус Зёдер на политическом ток-шоу издания Bild.


«Я убеждена, что, несмотря на различные политические системы, нужно держать открытыми каналы общения, нужно обмениваться мнениями. Глобальное положение показывает это, это показывают исторические отношения между Германией и Россией. Они очень разнообразные, в них были очень ужасные и очень хорошие моменты».

Ангела Меркель на совместной с Владимиром Путиным пресс-конференции в Москве.


«Европа — и это также является проблемой для Российской Федерации — должна будет шаг за шагом двигаться к климатической нейтральности в 2050 году. Германия достигнет ее уже в 2045 году. Это означает, что не позднее чем через 25 лет природный газ из России в Европу экспортироваться не будет или будет экспортироваться в гораздо меньшем объеме».

Ангела Меркель на совместной с Владимиром Зеленским пресс-конференции в Киеве.


«И "Северный поток-2", и мощности украинской газотранспортной сети необходимы для надежного энергоснабжения Европы до окончательного отказа от ископаемого топлива в 2050 году. Поэтому мы видим серьезные основания в пользу продления контракта на транзит газа между Россией и Украиной после 2024 года. Постепенное добавление водорода может стать частью будущего планирования. Целью должно стать развитие существующих энергетических партнерств с Россией и Украиной в климатические партнерства. Россия и Украина получат в результате такого компромисса долгосрочную перспективу и поэтому должны активно участвовать в его реализации».

Из заявления главы Восточного комитета германской экономики Оливера Гермеса по поводу визитов Меркель в Москву и Киев.


«Федеральный канцлер, министр обороны Крамп-Карренбауэр и, прежде всего, Хайко Маас несут ответственность за крупнейшую внешнеполитическую катастрофу в истории Федеративной Республики Германия. Нами никогда не управляли хуже».

Вице-председатель СвДП Вольфганг Кубики в интервью изданию Rheinische Post.


«Чего точно не нужно делать, так это бросать ответственность туда-сюда, как горячую картофелину, и говорить, что это было министерство иностранных дел, министерство обороны, министерство внутренних дел, ведомство канцлера, федеральная разведывательная служба — и в итоге окажется, что никто не виноват».

Лидер «Зеленых» Роберт Хабек на съезде отделения партии в Северном Рейне-Вестфалии.


«Мы в любом случае исходим из того, что большая часть обсуждаемых [в связи с ситуацией в Афганистане] персон не смогут занять новые должности после выборов. По крайней мере, мы бы на этом настаивали — особенно с отношении министра иностранных дел».

Премьер-министр Баварии и глава ХСС Маркус Зёдер на пресс-конференции 19 августа.


«Провал наших многолетних усилий по построению стабильного, жизнеспособного государства в Афганистане поднимает фундаментальные вопросы о прошлом и будущем нашего внешнеполитического и военного участия. Горькие вопросы, на которые мы должны ответить не только в первую очередь быстро, но также честно и основательно».

Федеральный президент Франк-Вальтер Штайнмайер в своем заявлении о ситуации в Афганистане.


«Помимо конкретного вопроса о том, что произошло в последние дни, недели и месяцы, возникают и серьезные политические вопросы: как мы хотим брать на себя международную ответственность в будущем? Для меня несомненно одно: результатом данного процесса не должно быть то, что мы больше не будем брать на себя эту ответственность. Вопрос в том, как мы хотим это сделать. Вопрос будет заключаться в том, является ли НАТО чисто оборонительным альянсом или эта организация также подходит для проведения подобного рода миссий».

Министр иностранных дел Хайко Маас в интервью журналу Spiegel.


«Мы должны извлечь уроки из ситуации в Афганистане. Наша внешняя политика должна стать более стратегической. Вот почему нам нужен Совет национальной безопасности. И #Европа должна стать сильнее и более способной к действиям — в том числе и в военном отношении».

Кандидат в канцлеры от ХДС/ХСС Армин Лашет в своем выступлении на открытии предвыборной кампании.


«США должны понять, что им необходимо принять ЕС как равного партнера, если они не хотят после этой катастрофы передать лидерство в изменяющемся мире Китаю. Это предполагает, в том числе, что Европа получит реальное право голоса при определении начала и окончания военных действий и целей операций. В Ираке и Афганистане этого не было».

Эльмар Брок, старший советник Мюнхенской конференции по безопасности, в изданиии Table Europe.